ВАРИАНТЫ   ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ЗАВИСИМОСТИ  У  НАРКОЗАВИСИМЫХ.
Профессор, д.м.н.  Новиков  Ю.А.

Последние годы молодые пациенты  в основном лица 17 и 21 лет, часто обращаются за  наркологической помощью не по своей воле, а под настойчивым влиянием близких родственников или, что встречается много реже, под влиянием давления общественности (трудовых или учебных коллективов).
Больные  тщательно обследуются   клиническое внимание обычно акцентируется на личностных особенностях пациентов и по  мере возможностей на социальную обстановку в которой они находились до начала злоупотребления психоактивными веществами.

До начала употребления психоактивных веществ нервно-психическими и соматическими заболеваниями обследуемые  чаще всего не страдали.
Известно, что наркотически измененное психическое состояние любого человека есть вариант помраченного сознания, и в легкой степени оно всегда сопровождается седативным и эйфоризирующим действием.
В зависимости от вида психоактивного вещества оно может сопровождаться и определенным патологическим содержанием, т.е. галлюцинациями.

Является достаточно очевидным фактом то, что каждый психически здоровый человек испытывает потребности в саморазвитии, обретении жизненного опыта. Конечно, существует много людей, которых жизнь учит, образно выражаясь, не спрашивая их желания или согласия по этому поводу.
Но многие, особенно молодые, психически здоровые люди могут испытывать  потребность в развитии своей личности не всегда это ясно осознавая. Особенно наглядно это видно   у лиц молодого возраста, хотя возраст не является определяющим фактором  для существования этой потребности. Разумеется, есть различные частные аспекты этой ситуации. Это возраст, пол, национальность, уровень развития и т.д.
Известно, что многие люди именно молодого возраста  испытывают потребность становления и дальнейшего развития своей личности, хотя не всегда и осознанно, но достаточно энергично и иногда своеобразно.

Наиболее драматично это происходит с тем людьми, которые, будучи нормально психически развитыми, недостаточно личностно воспитаны родителями и близкими, чтобы осознавать себя, регулировать, контролировать и развивать себя и   свои убеждения и потребности.
У большинства этих пациентов выявляются именно эти особенности их жизни – недостаточность самосознания, саморегуляции, крайне недостаточная потребность в саморазвитии. Всё это вызывает  личностную  дисгармоничность, которая  не достигает степени психопатизации.

Говоря общим клиническим языком, эти состояния можно приблизительно охарактеризовать как социопатические. Это было именно так, поскольку изучение семейных условий воспитания показали их недостаточность вплоть до некоторой неадекватности.
При современных социальных условиях воспитание гармоничности личности, очевидно, требует достаточно интенсивных и организованных усилий родителей и педагогов.
При опросе близких и  родственников именно этих достаточных усилий, чаще всего, не выявляется.
Дети в большей степени развиваются в большей степени под влиянием внешней окружающей среды, чем под влиянием родителей и педагогов.

Это влияние бывает комплексным: сверстники, интенсивное чтение современной приключенческой и фантастической литературы и просмотр фильмов этой же направленности.
Психологически, хотя и недостаточно осознавая это, эти люди нуждаются в самопознании и открытии в себе и окружающим новых аспектов личностного опыта, реализации своих потребностей.
То есть эти обстоятельства вынуждают их к определенной приспособительной, точнее сказать, поисковой  активности как в интропсихической, так и социальной  областях.
Само собой разумеется, что при таком положении и соответственно возрасту их может увлечь нечто увлекательное, романтичное, полезное и приятное по их, в общем то несколько инфантильным представлениям.
Именно такие мотивации и приводили молодых людей  к употреблению наркотических веществ. Они их не ищут сами, но, узнав от знакомых о них с интересом их пробуют. Очевидно, что алкоголь они пробуют так же и по собственной инициативе.
Пациенты под влиянием родителей обращаются к врачам, но самостоятельной активности в этом не проявляют.
Одни пациенты (приблизительно 30%) употребляют только наркотические средства. Другие (приблизительно 50%) употребляют различные (чаще всего любые, но им  доступные) алкогольные напитки.
И только 20 % пациентов употребляют хаотично и наркотики и алкоголь. Иногда они делают это поочередно, а иногда одновременно.

Последняя подгруппа, как выясняется, делает это хаотично, без определенной  личностной цели.
Но эти пациенты не отрицают, что они охотно соглашались с предложением комбинировать различные вещества с целью получения нового и более приятного состояния.
Для психиатров, наркологов и психотерапевтов всегда было важным ориентироваться желательно в большом объеме на некоторые социальные, в первую очередь   патологические тенденции.
Поразительно, но в издаваемой ранее литературе встречались публикации, в которых описывались подробно и обстоятельно динамический опыт знакомства, формирование зависимости, а затем прекращения злоупотреблением психотропными веществами.

Например: Томас де Квинси
Исповедь англичанина, любителя опиума.
«Наука»., М., 2000 г. или
ШарльБодлер  Искусственный рай. Клуб Любителей гашиша.     1997 год.
И многие другие. (см. список литературы).


Чтение и даже поверхностный анализ  этих книг ясно показывает, что эти книги не являются критическим анализом наркологических явлений, пусть даже в художественной форме.
Они увлекательно рассказывают об опыте людей, которые употребляли наркотики, а потом пытались избавиться от наркотической зависимости.

 

Однако удельный вес описания их необычных и по стилю  увлекательных переживаний от наркотиков, скорее вызовут интерес читателя к ним, а не настроит их на негативное отношение к употреблению наркотиков.
Опытные наркологи раньше встречались с  пациентами, которые вначале искали наркотики, а потом и попадали под их зависимость именно под влиянием этих, да и других подобных произведений. Подробный анализ и описание этих произведений это большая работа и  отдельная задача.
Следует отметить, но без конкретных примеров, что подобная литература встречается достаточно часто и сегодня. Но она носит «художественный» характер и издается самыми различными издательствами.
Проведем только короткий анализ хотя бы одного произведения, например, Томаса де Квинте «Исповедь  англичанина любителя опиума»,  «Наука», 2000 г.

Ярко и подробно изложена его трудная и не сложившаяся профессиональная и личная жизнь. Автор часто говорит в различных выражениях, что к опиуму его и других людей влечёт не просто желание чувственных наслаждений.
«Красноречивый, нежный, мудрый» (это выражения автора) опиум держит ключ от Рая, он возвращает виновному надежды его юности и смывает кровь с его рук, он позволяет гордому забыть неотомщённые обиды. Он показывает жизнь, которая только в видениях опиума получает окончательный смысл.
Однако, если обобщить описания своей жизни автора, то она насыщенна семейными трудностями, бедной жизнью с частым и вынужденным голоданием, отсутствие законченного образования.
В опиумных видениях он постоянно общался с Анной, той в которую был влюблен в юности.
Де Квинси писал о том, что опиум помогал ему легко общаться со случайными прохожими.
Он убежден, что именно благодаря опиуму, принимаемому чаще всего в выходные дни, он научился понимать лондонцев, их проблемы, общаться с ними.

Если эти описания  не являлись художественными метафорами, то такое поведение может быть оценено как психопатическое точнее говоря шизоидного плана.
Кроме того, опиум давал ему возможность увидеть необычное. Цитата: «Я созерцал такое великолепие дворцов и городов, каких никогда не созерцал взор смертных».
Следует сказать, что эта книга Де Квинси имела большой успех, его издавали крупные издательства  неоднократно и  Лондоне и за рубежом. Следует отметить, что Де Квинси пытался писать художественную литературу, книги на философскую, историческую, эстетические темы.
Но эти произведения никакого успеха не имели. Тираж каждой из них был единичным  и очень маленький.
Возмущение общественности вызвало его произведение - «Убийство, как одно из изящных искусств».
Внимательное прочтение этой книги, как и других подобных, наводит на мысли, что авторы страдали, говоря в общем, какой то дисгармонией личностной жизни и находили много субьективно полезного в употреблении наркотиков. Давать их точное психологическое и психопатологическое описание не возможно из за явной недостаточности для этого предложенного материала.
Однако существовали  аналогичные по сути литературные произведения, которые носят   уже профессионально психологический характер.


Например:
В работе Кристины Гроф «Жажда целостности» (Это одна из книг серии «Тексты Трансперсональной психологии») есть рассуждения о наркотиках, как  о средствах вполне возможных и перспективных для духовного роста.


Важно отметить и то, что эффекты голотропоного дыхания как передозировка кислородом организма может быть точно оценена. По строго медицинским параметром, это есть не что иное, как легкая степень помрачения сознания, как эйфория наркотического генеза.
Для человека, находящегося  в таком состоянии, говорить  о психотерапии и тем более о духовном личностном росте совершенно не адекватно.
Следует отметить, что такое негативное влияние подобной литературы встречалось, да и сейчас встречается, у людей достаточно культурных и образованных, которые вообще были склонны читать достаточно глубокую литературу на религиозные, философские, психологические темы, а в  юности увлекались фантастической литературой.

Пациенты, которые настроены на лечение, на избавление зависимости от наркотиков, нередко могут подробно рассказать врачу  о том, какие мотивы побудили его искать и пробовать наркотики или поддаваться предложениям или наркоторговцев или людей уже подпавших под наркотическую зависимость.
И очень часто от них можно было услышать, что именно чтение подобных книг настраивало их на желание попробовать им  самим испытать подобные переживания.
Возвращаясь к основному контингенту следует сказать следующее.
В лечении используются фармакотерапии или в сочетании, или с последующей психотерапией.  Чаще всего это  транквилизаторы и мягкие антидепрессанты. Из психотерапии чаще всего эффективно используются  рациональная, суггестивная индивидуальная психотерапия.
Коллективная психотерапия подключается позже при начальном формировании мировоззренческих сдвигов.
Так же необходимой бывает и должна проводится семейная психотерапия, но в соответствующий, оптимальный период.



Далее следует поговорить о самых малоизученных патологических явления в социальном и индивидуально-личностных планах.

Как это не звучит парадоксально, но зависимость возможно может возникать не только от конкретных химических средств. Она может возникать от эмоционально положительно окрашенных впечатлений, одни из которые могут быть получены  чисто информационным путем (об этом речь далее). Другие могут возникать при определенных физиологических состояниях, в принципе, у любого  здорового человека.


Далее. Один из этих вариантов можно, конечно условно, назвать  «злоупотребление сексом».
Традиционно  проблемами интимных отношений занимаются сексопатологи. Однако, в сексопатологии достаточно часто встречаются ситуации, когда эти специалисты отправляют своих пациентам к психиатрам или психотерапевтам.
Чаще всего это пациенты женского пола. Они, как правило,  направляются к психиатрам сексопатологами. Возраст 18 - 28 лет. Из них подавляющая часть имеет чаще всего среднее образование.
Пациентки  чаще всего работают в основном в сфере торговли или живут случайными заработками.
Они испытывают депрессию, вызванную тем, что они осознавали, что хотя они испытывают желание,  но не могут завести семью. Попытки этого делались у многих, но были безрезультатными.
Тщательный сбор анамнеза показывает, что все они  до формирования осознанных намерений выйти замуж к сексуальной жизни относились очень внимательно, с постоянным интересом, стремились в этом отношении  быть современными и  постоянно «развиваться».

Они рано получили первый сексуальный опыт (средний возраст 17,5 лет). Важно и интересно отметить тот драматический факт, что приблизительно 55 % этих пациенток получали чаще всего первый опыт интимной жизни от людей старше их по возрасту.
Далее они  увлекаются чтением различных эротических журналов, просмотром эротических фильмов, что интересовало их и раньше, до первого сексуального опыта.
Параллельно с этим они легко  вступают в новые половые отношения и нередко даже с малознакомыми людьми. Партнеров они меняют достаточно часто, мотивируя  это тем, что хотят приобрести новый опыт интимной жизни. Чаще всего этот выбор осуществляется из предложений своих знакомых со сходными поведенческими установками.
Пациентки почти всегда делятся опытом со своими  знакомыми («подругами») и нередко получают от них различные советы по  «обогащению» эротического опыта.

Активно использовались гормональные противозачаточные средства, хотя некоторые из пациенток знают, что при их многолетнем употреблении может возникнуть бесплодие. Это их, как правило,   не смущает, точнее сказать, они просто об этом не думают.
Чаще всего исключительно из опасения заболеть СПИД  они рано или поздно начинают себя сдерживать в сексуальном отношении. Подавлять влечение было трудно, и они начинали планировать замужество.

Опросы показывают, что интимная сторона жизни занимает в этих намерениях большой удельный вес. Все они пытаются познакомиться с хорошими людьми в их достаточно инфантильном понимании, и фактор внешней их привлекательности играет важную роль.
Отношения с ними не складываются по различным причинам.
Предпринимались   попытки активно привлекать к себе внимание внешностью – т.е. модной одеждой, прической, косметикой. Но нужных результатов это не чаще всего не приносило.
У одних пациенток  отношения не развивались из - за отсутствия каких либо общих интересов. У других   часто возникают ссоры и разногласия из - за выраженных различий в характере.
У всех этих пациенток  отношения с мужчинами   вскоре прекращаются.
У  всех пациенток возникает тревожная депрессия и снижаются сексуальные потребности. Все врачи прекрасно знают, что это объективно неизбежно.
Они обращаются к сексопатологам с просьбой восстановить их возможности как женщин.
Позже психиатрам они сообщают, как правило, что без этого у них не может быть хороших браков.

О желательной возможности иметь детей  и невозможности их иметь без брака они чаще всего просто не думают. Вопросы знакомых или родственников об этом вызывает у них либо раздражение, либо они были  не совсем понятным.
Опросы и обследования показывают гинекологам, что в этих случаях выявляются эндокринные нарушения и проблемы  психосоматические.
Больные, как правило, соглашаются обратиться к психиатрам только после длительных разъяснений и  уговоров.

Гинекологи могут сообщить психиатрам, что встречаются и пациентки, которые  категорически отказываются от предложений обратится к психиатру, прекращают общение и их дальнейшее поведение им не известно. Это вполне понятно, потому что рейтинг психиатрии раньше и особенно сейчас в России достаточно низкий.
Больным должна проводиться фармакотерапия и после неё должна начаться индивидуальная, а затем и групповая психотерапия. Здесь следует отметить, что пациентки чаще всего и практически все  отказываются от работы с мужчиной психотерапевтом.
Далее они соглашаются и на этом этапе психотерапевт мужчина должен включаться и рациональная психотерапия проводится уже с акцентом на том, что нужно научиться разбираться в мужской психологии и определять цели их усилий для дальнейшего сближения отношений.
Семейная психотерапия чаще всего не проводится, поскольку большинство все пациенток уговорам к этому не поддаются и категорически отказываются привлекать   родственников к своим проблемам.
В практике может наблюдаться   другая группа.
Это  так же  женщины, которая направляются на обследование и лечение врачами эндокринологами.
Эти пациентки всегда бывают явно повышенного питания.
Специалисты не находили у них эндокринной патологии, но ясно понимали, что у этих пациенток проблемы психологические.

Все они, как правило,  сообщают, что под влиянием жизненных стрессов они ищут приемы облегчить свое состояние. Они сами или по советам подруг начинали употреблять большее количество пищи.
Здесь пациентки  достаточно критически понимают причины обращения к питанию, как средству получения удовольствия.
Они реализуют его путем  приготовления или покупок новых, интересных для них продуктов или более интенсивным потреблением старых, проверенных и ранее положительно оцененных.
Это естественным образом продолжается на протяжении нескольких месяцев и приводит к нарастанию массы тела и из - за этого, очевидно, страдает их внешняя привлекательность. Они бывают этим очень огорчены, и фактически уже явно возникает  реактивная депрессия.
Факт лишнего веса вызывал  психологический дискомфорт и эти пациентки начинают бороться с лишним весом.
Это бвает обусловлено тем, что по их представлением, они теряют свою красоту и перестают быть привлекательными и интересными.
Таким образом,  приготовление и потребление продуктов вызывающих удовольствие становилось привязанностью. Эти люди легко находят себе сторонников или сторонниц вкусной, «интересной» пищи.

Для борьбы с лишним весом они устраивают себе разгрузочные дни или организовывают какую то специальную диету, часто пользуясь популярной литературой.
Некоторые   начинают подозревать что их лишний вес связан с  каким либо заболеванием и начинали обращаться к медицине, но врачи не находят никакой специфической патологии, что вызывает еще большее огорчение у  пациенток.
Другие, самостоятельно  или по чьим то советам, жестко ограничивали себя в питании, теряли вес, но приобретали патологию желудочно - кишечного тракта и на этом этапе попадают к терапевтам, которые заподозрив какие либо психические отклонения или особенности личности направляют их на прием к эндокринологам, психиатрам или невропатологам.
У всех больных всегда  диагносцируется тревожно-депрессивное  состояние явно психогенной природы.
Удивительно здесь бывает то, что начальный стресс, который способствует их обращению к пище, бывает в итоге существенно меньшим, чем тот, который возникает при появлении лишнего веса.
Больные жалуются на то, что попытки использовать различные популярные диеты не давали результатов, поскольку они не худели, диетическое питание было им не приятно по вкусовым ощущениям.
Всё переживаемое давало ощущение какого то жизненного «Тупика», из которого они не могли выйти самостоятельно.
Больным первоначально должна проводится фармакотерапия антидепрессантами и транквилизаторами.
Больные должны получать информацию о правильном, здоровом питании, необходимости регулярной физической  нагрузки.
Но главным, основным направлением работы с ними это психотерапия. Это должна быть рациональная психотерапия и  обучение аутогенной тренировке.
Проводится и групповая психотерапия, ориентированная на выработку навыков психологической защиты и решению своих проблем.  Главный акцент должен был сделан на  возможности предвидения, осмысления возможных стрессовых ситуаций.


Следующая подгруппа может быть условно названа «Информационный наркотизм».
Здесь специалисты встречаются с  психически здоровыми  людьми, у которых выявляются  проблемы интерперсональные. Они были чрезвычайно схожими с проблемами у лиц до начала злоупотребления наркотиками. Семейное воспитание так же отличалось дисгармоничностью в различных проявлениях.
Они  не употребляли на момент общения  психоактивных веществ и даже их не пробовали.
Эта группа  отличается обычно определенными возрастными, внутриличностным и  социальными особенностями, чрезвычайно сходными с таковыми у лиц до начала злоупотребления наркотиками. Об этом будет сказано  дальше.

Средний возраст приблизительно 18,5 лет. Из них большинством обычно являются  лица мужского пола (Приблизительно 85%), а приблизительно 15% это лица женского пола. Обычно эти пациенты закончили среднюю школу с хорошей успеваемостью и на момент исследования учились. Из них большинство (приблизительно 79%) учатся в высших учебных заведениях, остальные (приблизительно 21%) в средних. До времени обращения к медицине психоневрологическими заболеваниями они обычно не страдают.
Эти пациенты обращаются к психиатрам и психотерапевтам,  в единичных случаях (около10%) сами, а практически всегда по инициативе родственников.
Родственники сообщали, что их дети стали хуже успевать, меньше интересовались жизнью семьи и у них явно были ослаблены, вплоть до утраты, прежние увлечения – чтение художественной литературы, занятия музыкой, живописью, спортом, каким либо рукоделием и т.д.
Становится известным, что они становились более замкнутыми и малообщительными, а на спорные семейные ситуации реагировали либо раздражением, либо отрешенно замыкались в себе.
Всё это вызывает и тревогу, и раздражение у родителей и они начинают предполагать, что их дети либо употребляли наркотики, либо заболевали психически.
Около 70% попадают к психотерапевтам  и психиатрам и по направлению наркологов, которые  не находят у них какой либо наркотической зависимости. К наркологам все эти пациенты направляются по инициативе своих близких и родителей.

Те 30%, которые обращаются по своей инициативе и именно к психиатрам и психотерапевтам, делают это , как правило) либо по совету других родственников, либо друзей, которые говорят им, что с ними стало трудно общаться, что вызывает у пациентов некоторое беспокойство. Сами пациенты отмечают ослабление своих старых социальных связей, даже потерю друзей.

Результаты опросов показывают, что основная масса этих пациентов совершенно не ориентированы в причинах изменений в семейных отношений, в отношениях с друзьями.
Они все говорят   в различных выражениях, что устали от жизни, от учебы и для отдыха время проводят либо за компьютерными играми (приблизительно 60 %), либо занимаются развитием парапсихологических способностей (40%).
При тщательной психологическом обследовании (беседы, опросы, психологические тесты) обязательно будет получен объемный  материла для анализа.
В результате получены следующие материалы.
У больных выявляется, как правило,  вполне понятный и определенный личностный психологический комплекс проблем. То есть это будут, говоря в общем, личности дисгармоничные. Эти люди, как правило, не имеют полноценно организованной системы осознаваемых потребностей, необходимой каждому человеку для формирования гармоничной личности.
Причины  этих дисгармоний всегда коренятся в несоответствии индивидуальных потребностей и  реального влияния окружающей социальной среды, которая так же не отличалась необходимой гармоничностью и адекватностью.
Домашние педагогические условия, т.е. внутрисемейные отношения часто бывают конфликтными, и,  говоря, в общем, они бывают дисгармоничными.
Родители, как правило,  недостаточно занимались развитием детей при наличии  имеющихся способностей.

Они воспитывают их излишне строго (Приблизительно 52 % всех пациентов), ограничивают их, не позволяя проявлять в достаточной степени собственные  волю, интересы, потребности.
В других случаях (приблизительно 48 %) воспитание носило поверхностный характер, где дети получали возможности проявлять собственную инициативу и активность либо по собственному выбору, либо под влиянием окружающих детей, а позже,  подростков.
Все обследованные обычно говорят различным языком о некоторой внутренней неустроенности, дискомфортности своих интерперсональных переживаний и межперсональных взаимоотношений.
Все они отмечают  свою нереализованность при достаточных способностях к более наполненной внутренней и внешней жизни. Их не устраивает собственное учебное, производственное и внутрисемейное состояние. Удельный вес каждого  оценить бывает достаточно довольно трудно, но чисто номинально этот перечень бывает однотипным.
Жизнь казалась им несколько однообразной, скучной, неинтересной, часто с насильственным и неприятным оттенком. Это сочеталось с положительным отношением к учебе и её результатам. У многих отмечаются недостаточные, по их мнению, отношения со знакомыми, сотрудниками, родственниками.
Следует отметить, что отношения привязанности, дружбы у них либо не возникают, либо они бывают, как правило,  поверхностными и неустойчивыми.
Они активно проявляли интерес ко всему новому, стремились испытать новые  ощущения, точнее сказать новые, лучшие по их мнению, чем их обычные состояния.

На этом постоянном фоне своего внутрипсихического самочувствия (комплексная реактивная субдепрессия) они легко откликались на предложения знакомых, даже случайных людей, попробовать испытать некоторые новые, но, по их мнению, несомненно положительные переживания.
Так эти люди знакомились с компьютерными играми. Некоторые начали так же активно посещать игротеки в надежде еще и приобрести денежные выигрыши. Но,  испытав несколько проигрышей, они разочаровывались в игротеках и возвращались к доступным им игровым развлечениям.
Другие обнаруживали, что их очень заинтересовали просмотры увлекательных фильмов. В основном это были современные приключенческие, фантастические или детективные произведения. При просмотре этих       фильмов пациенты испытывали много новых, острых и необычных  переживаний, что давало иллюзорное ощущение собственной интересной жизни. Это наблюдается чаще всего у большинства пациентов.
Здесь интересно отметить то, что многие современные фильмы, особенно фантастического жанра, суггестивно подталкивают к  предположению, что настоящий мир не совсем реален. Реальный мир -  какой то другой, его только нужно найти. Практически все из этих  пациентов высказывают  различными словами эту мысль. Выясняется, как правило, и то, что для просмотра  они чаще всего выбирают фантастические фильмы с детективными особенностями.

Очень большой популярностью у молодежи (точных данных пока в литературе нет) пользуется 3-х серийных фильм – трилогия «Матрица».
Любопытно отметить, что режиссер был знаком с Карлосом Кастанедой, который описал свой путь и духовный опыт обучения у древних индейцев.
Если прочитать его труды, то становится понятна их основная идея. Видимый нами мир иллюзорен, а настоящий мир может быть понят и воспринимаем специальным обучением и специальной техникой. В эту технику входил прием галлюциногенов из кактуса Пейотль. Даже первый просмотр «Матрицы» показывает, что здесь всё мироздание основано на аналогичном уровне, только с привлечением компьютерной техники.
В настоящее время в литературе стал появляться термин «игромания». Он явно не точен и пока что обозначает проблемы и в этом его очевидное значение.
В отношении увлечений кино терминов пока не предложено. С известными оговорками  это явление можно было бы назвать «Киномания».  Возможно это игра слов, так как в этих вариантах зависимости больше общего, чем различий.


Психологический анализ этих случаев ясно показывал, что социальная адаптация этих пациентов бывает недостаточной и искаженной.
Это выражается, в частности в том, что эти пациенты практически не задумываются в возможности брака в полном объеме этого естественного и важного для каждого человека явления.

В отношении «игроманий» есть очень интересная статистика в историческом и национальном аспектах.
В России по регионам доходы от игрового бизнеса составляют приблизительно от 2.5 тыс. до 5 мл. долларов в год.
В некоторых странах Европы (точное их количество  нам неизвестно) предприниматель, открывающий игровой бизнес, должен получить государственный сертификат и отчислять от доходов определённую сумму денег.
В историческом аспекте в Европе достаточно часто встречались запреты на государственном уровне на игру в карты.
Однако были, хоть и редкие, но обратные примеры. В 1392 году в Англии карты Таро были одобрены и разрешены королем Карлом V 1 увлечение ими в аристократических кругах по не точным данным продолжалось приблизительно до середины 18-го века. Теперешняя ситуация нам не известна.
Многие философы положительно отзывались о понятии  игры. И. Кант, например, писал, что игра это искусство. Он считал, что культовые ритуалы это игра и искусство.
Г. Спенсер говорил, что игра дает всем прилив сил. Детальный анализ этих и других философских утверждений большая и сложная проблема.
Далее. Всегда в разных странах в различные времена науки о человеке изучались психологическое влияние различные религий и культов.
Для полного освещения этой проблемы нужны комплексные и длительные исследования. Бегло остановимся лишь на  некоторых её аспектах.


В настоящее время в нашей стране прогрессивно увеличивается количество так называемых тоталитарных сект.
Только официально зарегистрировано, как общественные организации, приблизительно около 200 вариантов. Но по неофициальным данным их существенно больше.
Чтобы в этом убедиться достаточно посетить какой либо магазин «Путь к себе». Здесь можно найти массу рекламных листов, брошюр и книг об этих «учениях».
Этот термин (Секты) принадлежит богословскому учению  Православного Христианства.
Православие,  как известно, является ведущей, а в культуральном отношении и самой распространенной религией в России. У нас есть  мусульманство,  католицизм, буддизм и другие религии, но их удельный вес в плане культуральном и мировозренческом существенно меньше.
Из философской, исторической, богословской литературе известно, чем отличаются секты от других мировых религий. В православной литературе это изучении и описано достаточно подробно и аргументировано.


Первое . Это то, что все они в той или иной степени считают другие религиозные верования  и вообще мировоззрения ложными или, в лучшем случае, не полными учениями.


Второе . Это то, что они являются тоталитарными. Это значит, что они все различными способами и технологиями подавляют, направляют мировоззрение личности по определенным направлениям. Это вызывает то, они что подчиняют личность и с ранее привычной социальной средой психологические связи существенно ослабляются.

Третье. Пока личность адаптирована в этой субкультуре, она не испытывает каких либо субъективных неудобств. Но здесь ослабляются психологические связи с ранее привычными близкими и знакомыми людьми.
И если этот человек по каким либо причинам бывает вынужден вернуться в обычную среду, он испытывает стресс, у него возникает тяжелая реактивная депрессия.

Четвертое . Внутренняя социальная культура этих сообществ управляет человеком. У него появляются возможности интрасоциального продвижения, расширяются его специфические знания. Люди в этой ситуации получают иллюзорное представление, что они правильно и эффективно развиваются. К тем, кто не принадлежит этому учению они относятся либо снисходительно либо с сожалением.

Пятое. Каждого члена такого сообщества побуждают вести разъяснительную и агитационную работу среди обычного населения.
Это называется различными гуманистическими терминами, но говоря обыденным и в какой то степени психологическим языком это вербовка. И интерсоциальное продвижение становится возможным при выполнении определенного плана этой деятельности.
Поучительно отметить, что члены общества  Сознания Кришны должны и продавать книги населению, и пропагандировать это учение. Более того, его сотрудники продают продукты, которые они скупают у населения глубоких провинций.
Придя с улицы в любой храм Общества Сознания Кришны человек может быть приглашен на религиозную церемонию, которые проводятся круглосуточно.
Любой врач сразу поймет, что ароматы, которые там воскуриваются, явно обладают наркотическим действием.
Даже поверхностное изучение истории развития этого общества показывает, что эта религия не относится к традиционным религиям Индии. Да создатель ее  это индус Махариши Свами Раджнеш, но эмигрировавший в Америку и там создавший это учение.
Это учение для любого грамотного религиоведа является явным синтетическим искажением традиционных религий Индии. Штаб квартира находится в Америке и оттуда это учение распространяется по Земле.
Интересно отметить, что в самой Индии неоднократно подвергалось критике это учение и в Индии распространение этой религии  запрещено.
Психиатры и психотерапевты достаточно часто встречаются с пациентами, которые по различным причинам ушли из этого общества.
Они были либо изгнаны вследствие «неуспеваемости», или сами покидали это сообщество, либо разочаровавшись в нем сами, либо под влиянием ранее близких людей.
Как правило, бывшие члены «Общество Сознания Кришны», бывают лица молодого возраста от 18 до 25 лет. Средний  возраст  21,6  лет. Лиц мужского пола несколько больше, чем женского. Среди них много студентов  различных институтов (приблизительно 30%).
Остальные, чаще всего, временно не работают и нигде не учились и половина из них из - за неуспеваемости теряют учебу в институтах.
Вторая половина  при достаточно высоком интеллектуальном уровне часто бывают неопределенны в плане выбора профессии.
Личностная жизнь у них так же  не организована, так как большинство их знакомых или учатся и  многие из них состоят в браке или меняли место жительства.  Опрос родственников показывает, что пациенты бывают недостаточно воспитаны, интрапсихически и социально плохо организованы.
До приобщения к этому сообществу они уже интересовались какими то нестандартными общественными течениями, религиями, другим молодежными движениями типа Грин Пикс и т.д.
Все пациенты на момент обращения к медицине уже  не состояли в каком либо сообществе. Приблизительно половина из них сами разочаровываются в этом учении и покидают его. Другие бывают изгнаны из - за того, что их начинали оценивать, как  недостойных этого учения. Интересно, что все они обычно хотят понять свои «ошибки» и исправить их, но ответа они не получают.
К психиатрам эти пациенты обращаются либо сами, либо по инициативе родственников (Что бывает существенно чаще). Интересно отметить, что все пациенты в первую очередь обращаются к своим родственникам. Те всегда пытаются помочь им.  Но делается это достаточно часто психологически грубо с упрёками, в том, что они пострадали из пациентов.  Либо они просто предлагают пациентам забыть всё, что было и вновь начать учиться или работать.
Чаще всего эти попытки просто сочетаются и вызывают у пациентов ещё большую тревожную депрессию и неуверенность в себе. Пациенты хотят измениться, но не знают как это сделать реально.

Эти пациенты предъявляют весьма сходные жалобы. Они говорят о неустроенности своей жизни, о сниженном настроении. У всех выявлялась очень низкая самооценка, чувство одиночества и отсутствие перспектив в будущем. Редко  возникали суицидальные мысли, но без попыток реализации.
Вегето-сосудистая дистония здесь так же наблюдается практически у всех.
Суицидальных высказываний, как правило,  не наблюдается, однако некоторые сообщают, что обратиться за помощь к медицине им способствовало и разочарование в этом учении, примеры суицидальных попыток  (в том числе и завершенные) других им знакомых людей, которые так же разочаровались в этом учении. Пациенты опасаются, что однажды не выдержат, у них «Сдадут нервы» и они  «это» сделают сами.
Лечение проводится по тем же правилом, что и в предыдущих группах. Вначале фармакотерапия, далее индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия и групповая для пациентов.
Нередко  наблюдаются и пациенты, которые, испытав разочарование в «Сознании Кришны» пытаются адаптироваться к другим сектам, но очень быстро дезадаптируются  и там. Но точной статистики и результативных данных  пока нет.
В психиатрической практике могут наблюдаться люди  и, чаще всего, это бывают, которые ранее увлекались   парапсихологией
Как  предыдущие группы, они бывают социально и личностно не устроены.
У небольшой части пациентов встречается незаконченное высшее образование, и у некоторых регистрируется незаконченное медицинское образование.
Эти пациенты  в личностном, семейном и социальном отношениях бывают не достаточно адаптированы по различным причинам.  Все они испытывают личностный дискомфорт, тревожно-депрессивное настроение.
Они не бывают уверены в правильности получаемого образования, тяготились отсутствием  или недостаточностью дружеских отношений.
На этом фоне они легко поддаются предложениям улучшить и усовершенствовать свою жизнь на новом, более высоком уровне. Предложения они получают либо из реклам, либо от своих знакомых.
Они занимаются различными видами парапсихологических учений. Все они, как известно, относятся к различным традициям и их анализ это отдельная проблема.
Эти  учения направленные на обучение своих последователей и диагностике по биополю  и «энергетическому лечению».
Этих людей обучают видеть индивидуальное биополе человека собственными усилиями. Первоначальные этапы состоят из обучения диагностики путем наложения рук, а затем и путем видения «Внутренним взором» самого биополя.
Все пациентки разочаровываются в этих увлечениях   в основном, по двум причинам.
Первое. Их увлечение  отражаться на успеваемости в учебе и работоспособности.

Это вполне психологически и медицински вполне понятно.

Второе. У них начинают появляться болезненные ощущения, которые они пытаются излечить у своих пациентов. Это реально осмыслить сложнее. Либо это  самовнушение, либо действительная передача патологической информации на биополевом уровне. Биополе действительно существует и это доказано. Но его информацинный аспект официальной науке абсолютно не известен. По научным данным оно имеет и электромагнитную составляющую и какие то другие, пока  не науке полностью понятные.

Третье. Ожидаемого более высокого уровня своей жизни они явно не находят. Большинство знакомых осуждают их за эти увлечения. Внутри учебных групп дружеских отношений не возникает и отношения отличаются, чаще всего,  соревновательностью и притязаниями повысить свой уровень больше, чем это делают другие.
Всем больным должна проводилась фармакотерапия. Далее подключаетсяь рациональная психотерапия и обучение аутогенной тренировке.
Применяются и семейная и групповая психотерапия, должен проводиться ролевой тренинг.
Главное усилие психотерапии здесь должно быть  направлено на то, чтобы помочь сформировать «Мировоззренческий сдвиг» по выражению П. Жане.

ВЫВОДЫ.
Все вышеописанные варианты, в том числе и  своеобразные отношения к потреблению пищи и злоупотреблением сексом, явно отличаются одной общей особенностью.
Она  выражается в том, что  вынужденное прерывание своих потребностей в период увлеченности по объективным внешним причинам  порождает интрапсихический дискомфорт. Он же возникает и после принятия решения попытаться начать жить как то  иначе -  лучше и комфортнее.

В этих ситуациях дискомфорт всегда сопровождается вначале еще мягкими проявлениями вегето-сосудистой дистонии. Не будет логической ошибкой квалифицировать это состояние как своеобразную абстиненцию, которая, так же как и в случаях классического наркотизма, усиливает стремление опять начать искать и потреблять положительные эмоции.
Поскольку эти перерывы возникают до обращения к медицине по внешним причинам и  не слишком часто, то не будет логической ошибкой считать эти периоды, перед тем как вынужденно  прерывались, своеобразными  «психологическими запоями».

Однако следует сказать объективно, что  стремление к уже привычным увлечениям  явно не нарушает социальную адаптацию и реализуется постоянно, практически ежедневно.  Это можно с определенными оговорками назвать эту форму потребления информации непрерывной.
Все вышеописанное  есть вполне очевидная аналогия с симптоматическим наркотизмом, который характеризуется обращениям к психоактивным веществам при наличии осознаваемой интерперсональной дискомфортной симптоматики вызывающей попытки самолечения.
Во всех вышеописанных вариантах дисгармоничного и, строго говоря, не адекватного личностного поведения наличествует тенденция  чисто психологической самопомощи.
Все это позволяет   сделать предположение, что наркотическая зависимость  может возникнуть без органической патологии головного мозга токсического генеза, которая в свою очередь вызывает специфичную поэтапную деградацию личности.
Она во многих своих проявлениях близка  классическим наркотическим явлениям, но может проявляться в только психологической перестройке личностного поведения, ориентированного на самокомпенсацию, самопомощь.

Сомато -  вегетативный аккомпанемент здесь присутствует, но  не является каким либо проявлением динамики психоорганического синдрома, которого здесь не наблюдается.
Он проявляется в качестве сопутствующего фона, который не имеет решающего значения для становления и динамики этой психологической зависимости.
Она может сформироваться в достаточно полной аналогии с симптоматическими наркоманиями и алкоголизмом  на чисто психологическом уровне.
Точнее   будет сказать об уровне пограничном, социально – психологическом и  пока субклиническом,   где решающее значение имеют личностная дисгармония, которая резонирует с некоторыми дисгармоничными социальными тенденциями.
Гедонизм является не проявленной, не обозначенной ведущей социальной ценностью в современном индустриальном обществе.

Стремление к удовольствиям является  даже при поверхностном анализе несомненно является ведущей и уже как бы естественной потребностью в современной западной культуре, что это явление практически не обсуждается и не анализируется социологией, психологией, культурологией и политикой.
В капиталистической формации общество, очевидно, является обществом потребления.
При социализме эта тенденция так же открыто была провозглашена и  главным стремлением любого человека было «Удовлетворение  растущих потребностей».
Таким образом, гедонизм, несомненно, является движущей силой современного западного человеческого сообщества. В России, в достаточно крупных городах, эта тенденция наличествует  и совершенно очевидна.
В массовых масштабах человечество следует вульгарному варианту учения Эпикура, поскольку оно часто пользуется не самым надежным удовольствием витально-физиологическим.
Согласно учению этого древнего философа
(а оно вызывало позднее много споров и критики) человек  живет для удовольствия. Однако развитые потребности, что органично связаны с развитостью личности, должны обращать его к удовольствиям духовным, поскольку именно они и являются:

  1. Самыми надежными и их трудно отнять у любого человека, если они у него уже есть, сформированы.
  2. Они могут являются  самыми глубокими и сильными.

Невооруженным взглядом видно, что человечество не просто удовлетворяет потребность в  пище, а стремится наслаждаться пищей.
Алкогольные напитки являются видом пищевой продукции, хотя всем понятно, что они не относятся к числу необходимых продуктов. Точнее говоря, они не являются разновидностью пищи.
Секс является сегодня наиболее мощным источником удовольствий современного человека, что является искаженным, извращенным использованием, злоупотреблением инстинкта репродукции.
Наркологические больные (и с физиологическими  и психолическими влечениями и зависимостью) всегда представляют собой сообщество, которое объединено отношением в какому либо наркотическому процессу.
Эти сообщества с полным правом могут быть названы субкультурами, поскольку очевидно состоят из:

  1. Систем ценностей центрированных на приеме психоактивного вещества (аналогично Религии Бахуса).
  2. Собственным языком, лексикой.
  3. Собственным юмором.
  4. Собственными этическими нормами.
  5. Собственными механизмами защиты от   внешнего социума.

С вышеупомянутыми описаниями они чаще всего знакомились под влиянием сверстников с подобными интересами, а нередко и под влиянием родителей или руководителей или сотрудников по работе.
Единственно, что их отличало от людей подобного культурального уровня это то, что все они были достаточно инфантильны и недостаточно организованы в своих интересах, учебе, работе при достаточно очевидных интеллектуальных способностях.
Несмотря на это они чаще всего сами начинали понимать, что от наркотической и от игровой зависимостей нужно отказаться, что направляло их или их близких родственников к наркологам и психиатрам.
Достаточно часто они первично обращались к психотерапевтам, будучи уверенными, а это клинически верно, что их проблемы чисто психологические.
Конечно, такие пациенты не составляют большинство наркологических больных, но их наличие и тенденция к увеличению их числа (образно можно сказать, что это имеет эпидемический характер) подталкивает к определенным выводам в оценки различных культуральных течений.

Общие правила терапии данных состояний.
Все выше упомянутые больные соглашаются, как правитло, начать лечение с фармакотерапии. Попытки начать лечение с психотерапии или с ней одновременно с фармакотерапией не  являются эффективными. Состояние эмоционального стресса, депрессии в которых пациенты  находятся, делает их малоконтактными и малодоступными. Как они часто говорят: «Не хотим открывать душу».
В процессе фармакотерапии больные становятся спокойнее, оптимистичнее и начинают либо сами обращаться к врачам за психологической помощью, либо с интересом и охотой отзываются на предложение помочь им отрегулировать свою жизнь
С учетом возраста, культурального уровня больным целесообразно проводить:
1. Рациональная психотерапия, стержневой основой которой является,
Во - первых, доказательное убеждение больных в том, что они не являются психически больными людьми.

Во – вторых , убеждение их в том, что они совершили ошибки, которые должны и могут быть исправлены. Осознание этого в полном объёме является жизненным опытом.

В - третьих , сами пациенты могут в разумных пределах помогать людям избавляться от этих ошибок, а при трудностях в этом, нужно подсказать им, что нужно обращаться к специалистам.
На определенном этапе индивидуальной психотерапии, когда больные начинают активно психологически работать над собой, пациентам целесообразно, но аргументировано, предложить познакомиться с пациентами, у которых были такие же или аналогичные проблемы.
В групповых занятиях пациенты знакомятся друг с другом и по предложению специалиста знакомят других с  историей появления своих проблем, их сущностью и результатами усилий по осмыслению и преодолению сложившейся ситуации.

Слушателям предлагается высказать, это должно быть обсуждено заранее,  поддержку врача в понимании происходящего. Здесь необходимы контроль, поправки и добавки со стороны ведущего специалиста.
Групповые занятия   целесообразно проводить в плане семейной психотерапии. Здесь родственникам предварительно объясняются все обстоятельства ситуации сложившейся с пациентом. Родственники должны без осуждения  быть проинформированы о том, что произошло с пациентом.
Без осуждения родственники должны понять свои ошибки в поведении и предшествующем воспитании детей. Они должны быть оптимистически настроены на помощь своим детям. И после их подготовки, параллельно с подготовкой пациента могут проводиться сеансы.

Общие замечания в отношении терапии описанных групп.

Во - первых. При психотерапии и индивидуальной и групповой необходимо учитывать личностные особенности пациентов.

Во -  вторых . Национальные особенности пациентов. Это очень сложная и важная задача и при ярко выраженных национальных особенностях групповые занятия будут не только сложны, но и вряд ли эффективны. Всё это понятно любому психиатру, психотерапевту и поэтому специального  обсуждения не требует.
Однако, многим очевидно, что все аспекты этих сложных, многоуровневых тенденций нуждаются в дальнейшем и более глубоком изучении психиатрами и психотерапевтами.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Игорь Исаев

Врата Бездны.
Мистические механизмы наркомании.
М.ЭТП., 2—3 г.
2. Олдос Хаксли
Двери восприятия.
Питербург., Изд.ХХ1век., 1994 г.
3. Ш. Бодлер и др.
Искусственный рай. Клуб любителей гашиша.
М., Аграф., 1997 г.
4. Теренс Маккенна
Истинные Галлюцинации.
М., Киев. Издательство трансперсонального                  
Института., 1996 г.
5. Т. Лири, Р. Метцнер, Р. Олперт
Психоделический опыт
Львов, «Инициатива», «Ника центр», «Вист-С».        
Киев., 1998 г.

  1. Олдос Хаксли

Двери восприятия. Питерберг ХХ1 век.,  1994 г.

  1. Кристина Гроф

Жажда целостности. Наркомания и духовный путь.
Тексты Трансперсональной психологии.
Институт трансперсональной психологии. Изд.
«Саттва»., М., 2000 г.

  1. Томас де Квинси

Исповедь англичанина, любителя опиума.
Научно-издательский центр «Ладомир»., «Наука».,
М., 2000 г.

  1. Игорь Исаев

Врата бездны. Мистические механизмы  
наркомании.
М., ЭТП., 2003 г.

  1. И. Н. Пятницкая, Н.Г. Найденова

Подростковая наркология. М., Медицина., 2002 г.

  1. Барбара Росек

Дневник наркоманки. М., Новелла.,  1990 г.

  1. Д. Еникеева

Почему пьют политики, бизнесмены, «Новые       
русские». Д., Сталкер., 1997 г.

  1. А.Ф. Артемчук

Алкоголизм у лиц молодого возраста.
Киев., Здоровье., 1985 г.
14. Под редакцией С.В. Березина, К.С. Лисецкого
Предупреждение подростковой и юношеской
наркомании. М., Издательство института
психотерапии. М., 2001 г.

  1. И. Г. Ураков

Наркомания: мифы и действительность.
М., Медицина., 1990 г.
16.  Реферативный сборник.
Кризис капитализма и социальная патология.
Алкоголизм и наркомания: философские,   
социологические, этические проблемы. М., 1979 г.

  1. Наркомания: грех или болезнь. Сборник.

М., Даниловский благовестник. , 2001 г.
18. Культура и семья. Кострома. , 2005 г.
19. Духовные основы наркомании.
Под редакцией иеромонаха Анатоли (Берестова).
Свято - Николо_- Шартомский мужской
монастырь.      М., 2002 г.
20. А. Рогозинский
Хочу или надо? О свободе  и дисциплине при  
воспитании детей.
Храм Трех святителей на Кулишках. ,М.,  2002 г.
21. Авдеев Д.А., Невярович в.К.
Наука о душевном здоровье.
М., Русский Хронограф.,  2005 г.

  1. Александр Данилин

ЛСД. Галлюциногены, психоделия и феномен           
зависимости. М., Центрополиграф., 2001 г.
23. Е. Личко, В.С. Битенский
Подростковая наркомания., М., Медицина., 1991 г.

  1. С. Битенский, Б.Г. Херсонский,

С.В. Дворяк., В.А. Глушко.
Наркомании у подростков.,
Киев, Здоровья., 1989 г.